Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/sptsarov/sptsarov.ru/docs/libraries/cms/application/cms.php on line 471
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САРОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА БОРИСА ГЛЕБОВИЧА МУЗРУКОВА»
ГБПОУ СПТ им.Б.Г.МУЗРУКОВА
«Путь к будущим победам начинается здесь»

Поиск

Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
Провозглашена и подписана 16 ноября 1995 года. В том же году перевод Декларации на русский язык с английского «Declaration of principles on tolerance» был зарегистрирован как «Декларация принципов терпимости».

ПРЕАМБУЛА
Государства - члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября -16 ноября 1995 года,
памятуя о том, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: "Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности ... и в этих целях проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи",
напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что "мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества",
напоминая также, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что "каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии" (статья 18), "на свободу убеждений и на свободное выражение их" (статья 19) и что образование "должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами" (статья 26),
принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе:

  • Международный пакт о гражданских и политических правах
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
  • Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации
  • Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него
  • Конвенцию о правах ребенка
  • Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области
  • Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
  • Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания
  • Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений
  • Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам
  • Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма
  • Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека
  • Декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене
  • Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках
  • Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования

памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации, Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и Международного десятилетия коренных народов мира,
учитывая рекомендации региональных конференций, проведенных в соответствии с резолюцией 27 С/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности, а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организованных государствами - членами по программе Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности,
испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития,
обращая особое внимание на обязанность государств-членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости,
принимают и торжественно провозглашают настоящую Декларацию принципов толерантности,
преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов толерантности в наших обществах, поскольку толерантность является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов, мы заявляем следующее:
Статья 1.ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
1.1     Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это
добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
1.2     Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
1.3     Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.
1.4 Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим
СТАТЬЯ 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ
2.1    На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.
2.2     Для того чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.
2.3     В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира.
2.4     Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, "все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга" (статья 1.2).
СТАТЬЯ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
3.1     Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы
живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.
3.2     Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.
3.3     В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем, чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.
В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.
СТАТЬЯ 4. ВОСПИТАНИЕ
4.1     Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.
4.2     Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
4.3     Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
4.4     Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и ненасилия. Это означает уделение особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или решать их ненасильственными средствами.
СТАТЬЯ 5. ГОТОВНОСТЬ К ДЕЙСТВИЮ
Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.
СТАТЬЯ 6. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
 В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности.

ДОКУМЕНТ ЮНЕСКО О ПРИНЦИПАХ КУЛЬТУРЫ МИРА
МАНИФЕСТ 2000 ГОДА
В СВОЕЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, ДОМА И НА РАБОТЕ, В СВОЕМ СООБЩЕСТВЕ, В СТРАНЕ И РЕГИОНЕ Я ОБЯЗУЮСЬ:
1.    «Уважать жизнь каждого человека»
Уважать жизнь и достоинство каждого человеческого существа, без какой бы ни было дискриминации и предубеждения.
2.    «Отвергать насилие»
Настойчиво проводить в жизнь ненасилие, отвергая любое насилие - физическое, сексуальное, психологическое, экономическое, социальное - прежде всего в отношении самых обездоленных, а также людей, находящихся в наиболее уязвимом положении, например, детей и подростков.
3.    «Быть щедрым»
Делиться с другими людьми своим временем и материальными ресурсами, дабы положить конец отчуждению, несправедливости, политическому и экономическому угнетению.
4.    «Слушать и стремиться понять»
Отстаивать свободу выражения мнений и культурное многообразие, неизменно стремясь к диалогу и взаимопониманию, никого не отвергая, избегая фанатизма и злословия.
5.    «Оберегать нашу планету»
Содействовать разумному потреблению и такому развитию, при котором уважались бы все формы жизни и обеспечивалось сохранение природного равновесия на планете.
6.    «Укреплять солидарность»
Вносить свой вклад в развитие своего общества, содействуя всестороннему участию женщин в его жизни и уважению демократических принципов, с тем, чтобы плечом к плечу с другими людьми создавать новые формы солидарности.

ПОНЯТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:
Уважение - высокая степень авторитета, доверия, признания.
Совместимость - возможности и перспективы достижения эффективности в совместной деятельности. Виды совместимости - психофизиологическая (взаимодействие темпераментов, потребностей индивидов, физических особенностей), психологическая (взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения), социальная (согласованность социальных ролей, интересов, ценностей), идеологическая (идеологические ценности, социальные установки).
Принятие (мнения, человека, группы) - способность согласиться с существованием особенностей, которые не свойственны определенному человеку, группе, общности и т.п.
Доброжелательность - отношение к другому человеку или группе людей, подразумевающее положительное расположение или настрой.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ:
Взаимодополнение - процесс выстраивания отношений, при котором единое целое формируется путем составления различных элементов, присущим разным партнерам.
Сотрудничество (кооперация) - выработка общего решения путем переговоров, участие большого количества людей в одном или разных, но связанных между собой направлениях деятельности. Диалог - парадигма (направление) взаимодействия с целью решения задачи или проблемы, при котором его участники исходно признают наличие взаимных расхождений в оценке проблемной ситуации и возможностей выхода из нее. Диалог культур - взаимодействие культур, в результате которого каждая осознает и обретает свою индивидуальную самобытность без изоляции от других культур (возможен на основе общности базовых ценностей). Диалог является универсальной составляющей речевого общения человека.
Дискуссия - обсуждение определенной проблемы с высказыванием различных мнений для выработки общего решения или согласия по определенным вопросам.
Общение - взаимодействие между людьми (межличностное, межнациональное, межкультурное и т.п.)
Солидарность (в пер. с французского «единомыслие, общность интересов») - единение, сплоченность людей, различных групп, классов, народов на основе общности целей и ценности. Солидарность мировой общественности (с борцами против терроризма, за права человека и т.п.), с другими народами (в марксизме - солидарность трудящихся в борьбе против эксплуататоров).
ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ:
Свобода - защищенность человека от нежелательного воздействия, насилия, наличие альтернатив и возможность выбора, возможности для творческой самореализации личности. Многообразие (многокультурность, англ. diversity) - наличие различных ответов на одни и те же поставленные вопросы, культурных особенностей отдельных групп, составляющих социум. Общество похоже на мозаичное панно, состоящее из отдельных фрагментов - религиозных и национальных групп, молодежных объединений, политических партий и общественных организаций, клубов по интересам, в мире есть инвалиды, вегетарианцы, верующие и неверующие, пацифисты и нигилисты. Многообразие может относиться к группам, мнениям, подходам, идеям и т.п. Очень важно, чтобы это многообразие учитывало как государство в своей политике, так и простые люди в повседневной жизни. При этом следует помнить не только о различиях, но и о том, что объединяет представителей общества одной страны, где проходят границы многообразия, ведь доведенная до абсурда социальная пестрота грозит распадом и прекращением существования веками формируемого единства. Основными факторами групповой сплоченности можно назвать следующие:
-сходство главных ценностных ориентиров членов группы;
-определенность и ясность общих целей;
-совместная деятельность членов группы по решению поставленных задач;
-отсутствие противоборствующих группировок и неразрешимых конфликтов;
-умение взаимодействовать для достижения общепризнанных целей;
-преодоление агрессии, нетерпимости, ксенофобии (страха перед незнакомыми лицами), склонности к насилию.
Консенсус - (от лат. consensus - соглашение, единодушие, согласованность) - наличие сходных ориентаций, позволяющих установить взаимопонимание и (или) взаимодействие по тому или иному вопросу (является рамкой многообразия).
Компромисс-способ достижения согласия, завершения конфликта путем взаимных уступок и частичного удовлетворения интересов сторон. При этом каждая сторона должна определить нижние границы уступок, на которые она готова идти при определении компромиссного соглашения.
Равноправие - равенство распределения власти, включающее возможность для каждого гражданина формировать и вступать в политические организации; свободу выражения собственного мнения, право голоса, право на избрание в органы государственной власти.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ:
Сохранение самобытности - определенность общества, вытекающая из общности и своеобразия его культурных характеристик и исторического опыта; постоянное проявление тех существенных компонентов культурного наследия, которые оказываются функционально необходимыми на новых этапах его существования. Проблема сохранения самобытности остро встает в условиях современной глобализации.
Этническая толерантность - способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям и т.д. Внешне выражается в выдержке, самообладании.
Все эти элементы насыщают смысловое поле толерантности, которая в свою очередь противостоит различным проявлениям нетерпимости в обществе.

Инновационный образовательный центр

Наше видео СПТ-YouTube


Больше видеоматериалов про жизнь техникума на YouTube - канале СПТканал

Все фотогалереи

Хочешь посмотреть все фотогалереи? Жми сюда!

Хочешь посмотреть архив видео?

Жми сюда!

Количество просмотров

Количество просмотров материалов
1906157

Обратная связь

Уважаемые посетители сайта, для связи с нами в можете использовать электронную почту SPT.Sarov@yandex.ru, или телефон 8-831(30)- 3-08-62

К толерантности шаг за шагом

На сайте "Образование-НН.РФ" создан поддомен "К толерантности шаг за шагом". Предлагаем ознакомиться с предлагаемыми материалами.